Варган — магический инструмент шамана - Бизнес-мудрость

Варган — магический инструмент шамана

варган представляет собой простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Металлический язычок, закрепленный одним концом на металлическом каркасе, может свободно двигаться. Ударяя пальцами по язычку, вы создаете вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором: изменяя ее контур, можно добиться различного тембрального окраса звучания инструмента. Каркас, к которому крепится язычок, предназначен для фиксации инструмента перед зубами играющего пальцами другой руки. Варган нужно плотно прижать к передним зубам, но между зубами должен остаться промежуток, позволяющий свободно проходить язычку инструмента.

image001.jpg

Если говорить о технике исполнения на варгане, то для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, легких и диафрагмы. Определенной и «настоящей» технике игры на варгане научить невозможно, в процессе регулярных тренировок исполнитель сам придет к ней. Обучение игре происходит интуитивно и основано на экспериментах с различными положениями языка, гортани и дыхательными приёмами.

64995674.d3f3jaq6ke.W665.jpg

Варган может помочь вам лучше узнать возможности собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций. Кстати, научно доказанным является тот факт, что регулярная игра на варгане способствует нормализации кровообращения и улучшению работы всех внутренних органов человека. Варган, можно отнести к инструментам самогипноза, так как после игры на нем улучшается общее психическое состояние музыканта.

Научиться играть на варгане довольно просто и доступно каждому, кто усидчив и имеет чувство ритма.

Варган и подобные ему инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия. Например, во Вьетнаме это Дан Мои, на Алтае — Комус, в Австрии – Маультроммель, в Индии — Мурчунг в Индии, в Китае — Коу Ксиаг. Однозначно назвать родину варгана сложно, но повсеместно он использовался как ритуальный инструмент. Сегодня варган набирает популярность, как и интерес к этнической культуре.

виды варганов.jpg

Виды варгана

Варган состоит из рамы и язычка. Рама состоит из дек, которые прижимаются к зубам, и кольца, к которому крепится язычок. Основание язычка крепится к кольцу, а подвижная часть определяет звучание инструмента. Конструкция варгана может быть цельной, когда язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной, когда язычок прикрепляется к основе. По форме варганы можно разделить на дугообразные и пластинчатые.

Дугообразные варганы изготавливают методом ковки из металлического прута, к которому прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.

jewb.jpg

Пластинчатые варганы представляют собой цельную пластину с прорезью и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты обычно изготавливают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

сталь.JPG

В связи с широким распространением варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, присущих определенному народу или географическому положению. Рассмотрим лишь некоторые из них.  

  •   Якутский хомус – такой варган традиционно изготавливают из кованой стали, он отличается увеличенным язычком, и как следствие громким и продолжительным звучанием с тембральным окрасом, напоминающим треск.
якутский.jpg
  •  Алтайский комус – небольшой инструмент с легким язычком и овальной петлей рамки.
алтайский комус.jpg
  • Немецкий маультроммель – большой варган с низким и мощным звучанием.
немецкий.jpg
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.
дан мой.jpg
  • Непальская мурчунга имеет удлиненный в обратную сторону язычок, что обеспечивает ему неповторимое и удивительное звучание.
непальская.jpg

Можно отметить и факт существования двух- и трехязычковых, электронных многоканальных и других варганов, которые появились на свет благодаря стремлению музыкантов усовершенствовать свой инструмент.

двухязычковый.jpg

Характеристики варгана

Варган можно оценить по его потенциалу, то есть совокупности характеристик, которые могут влиять на его звучание. Среди них: ширина диапазона обертонов, протяжность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен подарить яркое и насыщенное звучание, а также комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

1. Размер

Тут всё просто: варганы бывают маленькие и большие. Первые больше подойдут музыкантам с небольшими ртом и кистями рук (например, женщинам), имеют более высокий и менее протяжный звук. Крупные инструменты имеют более низкий и длительный звук, на них удобно играть людям с крупными руками и губами.

4386415.jpg

2. Жёсткость язычка

Жесткость язычка варгана влияет на высоту тона и на четкость звука. Стоит также отметить, что мягкий язычок меньше «отдается» в зубах и голове, тогда как вибрации от жесткого язычка для неподготовленного человека могут показаться уж очень сильными и неприятными. Мягким язычком варгана легко управлять, а звук получается низкий, плавный, негромкий, что хорошо подойдет для неторопливых мелодий, релаксации и медитации. Варганы с более жестким язычком подарят яркий и четкий звук, они отлично звучат при исполнении ритмичных мелодий.

3. Длина язычка

Длинный язычок позволяет издавать протяжные звуки со множеством низких обертонов, что отлично подходит для исполнения медленных мелодий и медитаций. В то же время это негативно сказывается при игре в быстром темпе, когда варган может потерять управляемость и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть варган с коротким язычком, имеющий больше высоких обертонов и позволяющий звучать инструменту весело и звонко.

4. Размеры колена и кольца.

Большое колено варгана, также как и длинный язычок, подойдет для медленной игры, обеспечивая преобладание низких обертонов. Новичкам можно посоветовать выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и позволяет отрабатывает точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть не совсем удобно в игре, когда задевая рукой за щеку, трудно попасть по кольцу, но короткое колено звучит лучше при игре в быстром темпе. Можно встретить очень малое кольцо у варгана или даже его отсутствие, что делает звук более высоким, но в плане техники игры такой варан не всем удобен и требует особой техники.