Варган и его этногеографические и этнокультурные особенности

Варган – древнейший музыкальный инструмент, который встречается в различных вариациях во многих регионах Земли. «Варган» – это русское название данного инструмента, всего в мире насчитываются сотни местных народных названий. Актуальность темы данного исследования заключается в следующем. Среди исследователей ещё нет единства мнений по поводу времени и места возникновения варгана, а также путей его распространения (К.Закс [1], Л.Тадагава [2], Г.Коллтвиет [5], Ф.Крейн [6], М.Райт [7] и т.д.). Но, тем не менее, очевидно, что география варгана отражает территориальное разнообразие связей музыкальных традиций его использования народами мира с их образом жизни, культурой и этническим самосознанием (менталитетом).

Целью данной работы является изучение географического распределения типов варгана и его связей и отношений с этнической культурой и ментальностью народов, использующих данный инструмент. Исходя из цели, в ходе исследования решались следующие задачи:

1) географический анализ типологии варганов и её систематизация;

2) картографирование типов варганов;

3) изучение этнокультурных особенностей использования варгана народами мира;

4) изучение воздействия варгана на развитие современной мировой музыкальной культуры.

Исходными данными для статьи послужил массив научных публикаций и видеоматериалов по теме исследования, личный опыт игры на данном инструменте. В работе использовались следующие методы исследования: методы типологии и систематизации; картографический; сравнительно-географический.

Музыкальные инструменты создавались человеком с древнейших времён. Видимо, людям во все времена было свойственно стремление к музыкальному самовыражению. Вероятно, до изобретения первых музыкальных инструментов человек мог использовать для этого собственное тело. К простейшим приёмам звукоизвлечения без использования инструментов относятся: 1) хлопок (удар); 2) свист; 3) преобразование внешних вибраций с помощью артикуляционного аппарата, т.е. органов речи.

Первый приём – от хлопанья в ладоши до хлопков руками по различным частям тела – в дальнейшем развился в использование ударных музыкальных инструментов. Большинство специалистов сходится во мнении, что ударные являются древнейшими из музыкальных инструментов, т.к. эту роль могут выполнять два любых твёрдых предмета.

Второй приём заключается в прохождении потока воздуха через сложенные трубочкой губы при определённом положении языка и голосовых связок. Прообразом примитивных духовых инструментов являлись полые стебли растений и кости животных, о чём свидетельствуют археологические находки возрастом около 35 тыс. лет.

Третий приём, в отличие от второго, связан с использованием не внутреннего, а внешнего источника вибрации. Без инструментов этого можно добиться, если приоткрыть рот, напрячь губы и щёки и пощёлкать пальцем по щеке, при этом меняя размер ротового отверстия и объём ротовой полости. Будут получаться звуки различной высоты. Данный несложный принцип и лежит в основе действия реликтового музыкального инструмента – варгана.

Общая схема варгана включает в себя корпус и подвижный язычок-струну. При игре варган удерживается одной рукой, прижимается к зубам или губам при приоткрытом рте таким образом, чтобы язычок мог свободно колебаться, а ротовая полость служила в качестве резонатора. Второй рукой язычок приводится в движение (рис.1). Таким образом, варган служит внешним источником колебаний, своего рода голосовыми связками, вынесенными за пределы тела. Играющий, используя органы речи и дыхания, может совершать с этими вибрациями огромное число преобразований, что даёт широкое разнообразие звуков.

Схема устройства дугового варгана



Рис.1 Общая схема устройства дугового варгана.

По поводу музыкальной классификации варгана долгое время велись споры. Сначала его относили к самозвучащим (идиофоновым) щипковым инструментам [1]. Однако, исследования конструктивных и акустических свойств, а также способа извлечения звука, показывают, что варган купить который имеет принципиальные отличия от инструментов данной классификационной группы, т.к. данный инструмент не будет звучать без активного использования играющим дыхательного и артикуляционного аппаратов. Следовательно, варган объединяет в себе признаки язычковых, щипковых и духовых инструментов и может быть обозначен как щипковый аэрофон [2].

В случае варгана простота его конструкции является залогом неизменности у разных народов на протяжении очень длительного времени. У различных этносов в конструкции варгана присутствуют отличительные конструктивные особенности (рис.2).

Конструкции варганов различных народов



Рис.2 Традиционные конструкции варганов различных народов.

Многие исследователи сходятся во мнении, что прообразом варгана является лук, как обычный, так и специально приспособленный для игры. Существуют и гораздо более примитивные приспособления, например музыкальная жилка, сухая ветка с сучком, щепка заострённой формы – такие инструменты дошли в некоторых культурах до наших дней (нганасаны, ненцы, саха, тувинцы, горные алтайцы) (рис.3). Все эти инструменты используют рот исполнителя в качестве подвижного резонатора и могут быть отнесены к классу предварганов [3]. Таким образом, происхождение варгана от лука ставится под сомнение, т.к. простота принципа звукоизвлечения могла позволить развить варган как производную от вибрирующей ветки или щепки задолго до изобретения лука. Вполне вероятно независимое развитие конструкций в разных частях света. Например, народам Австралазии варган был известен, в то время как лука они не знали.