Стерео/варио для начинающих | Бизнес-мудрость

Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по «переливающимся» календарикам, обязана своим су

В последнее время популярность технологии стерео варио москва календари растёт: если раньше количество наружных инсталляций можно было пересчитать по пальцам одной руки, то за последний месяц, например, в киевском метро прошли целых две компании с использованием таких изображений. Двигаясь на эскалаторе, можно было наблюдать последовательную смену двух картинок при разном угле обзора. По оценкам специалистов, стереоизображения гораздо сильнее отпечатываются в сознании потребителей, чем традиционные статические (в среднем, в 3–4 раза). Несмотря на относительно высокую стоимость изготовления и материала, заказчики используют нетрадиционные подходы. Кроме световых рекламных панно, у таких изображений есть ещё одна ниша — рекламно-сувенирная продукция и визитки.

Классификация

Изображения условно делятся на 2 типа — стерео (имитирующие объёмность) и варио (плоские, последовательно сменяющие друг друга в зависимости от угла наблюдения). К первой группе относят 3D-стерео — объёмное изображение, обладающее эффектом оглядывания (используется ПО для 3D-моделирования или стереосъёмка), и многоплановое стерео — иллюзия объёма достигается специальными преобразованиями над плоской картинкой. Изображение может быть получено в графическом ПО либо в некоторых утилитах-«улучшайзерах» (см. Publish № 4, 2012; http://www.publish.ru/publish/2012/04/19898846/).  Вариоизображения могут быть: флип (последовательная смена нескольких изображений), морфинг — плавное превращение одного объекта в другой, анимация — движение объектов. При этом флип, как самый простой эффект, используется в 90% случаев.

Технология

Изображение розы, снятое с разных ракурсов. Камера двигается слева направо, при этом точка А смещается направо, а точка С — налево. Такой эффект называется параллаксом заднего и переднего плана соответственно. Точка Х, остающаяся на месте при движении камеры, — точка нулевого параллакса

Чтобы получить изображение, меняющееся в зависимости от угла зрения, нужно тщательно выполнить три этапа: съёмку, кодирование и самый ответственный — распечатку и фиксацию на основе. Чем тщательнее выполнена съёмка, тем меньше коррекций придётся выполнять.

Для получения качественного результата необходимо, чтобы предметы были неподвижны, а съёмку проводят на штативе, при этом камеру вращают относительно центрального объекта сцены. Изменение параллакса имитирует объём (рис. 1). Профессиональный подход подразумевает специализированные цифровые камеры.

На втором этапе кадры отбирают и, для более плавного эффекта, формируют промежуточные результаты. Затем из набора подготовленных файлов создают полосовое изображение. Среди основных параметров процесса — количество изображений (напрямую зависит от линиатуры растра и разрешающей способности принтера) и расстояние, с которого будут смотреть на результат. Суть процесса в том, что каждое исходное изображение разрезается на полосы, а затем из них формируется готовое для печати изображение, на котором присутствуют все исходные ракурсы (рис. 2 и 3).

Готовый результат и увеличенный фрагмент

Такая технология необходима, т. к. для получения стереоэффекта используются полоски из цилиндрических линз (лентикуляр), а изображения делятся на полоски с шагом, кратным линиатуре (шагу) лентикуляра. При хорошем совмещении каждая линза формирует только свою небольшую часть изображения, а зрительным аппаратом человека эти части воспринимаются как единое целое. Рабочие углы, при которых наблюдается эффект, составляют 30–55° (чем меньше угол, тем сильнее эффект).

Ещё один вариант имитации объёма — создание многослойной стереофотографии: статичное основное изображение дополняется движущимися объектами, например, обрамляющими рамками или листьями. Самому изображению устанавливается параллакс, равный нулю (без искажений), а объектам — разные степени удалённости (0–5 единиц — фактически, задают карту глубины). Сначала создаётся анимация (объекты смещаются на разную величину в зависимости от назначенного параллакса), на экране оценивают результат и вносят необходимые коррекции.

Стерео/варио для начинающих

В зависимости от линиатуры и разрешения печатающего устройства количество изображений, используемых в анимации, достигает 30-ти, что позволяет получить качественное, плавное воспроизведение. Для получения полосового изображения есть множество коммерческих и бесплатных программ, причём многие функции можно выполнять самостоятельно, используя только штатный инструментарий Photoshop.

Затем подготовленный файл распечатывается, как правило, на струйном настольном или широкоформатном принтере, неплохо зарекомендовали себя цифровые мини-фотолаборатории. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печатают по бумаге, для светового короба со стереоизображением — на специальных светорассеивающих плёнках.

По стоимости способ подходит для сувенирной продукции и POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (100–1000 в месяц), и хорошо себя зарекомендовал при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).

Напечатанное изображение наклеивается на плоскую часть лентикулярной пластины и ламинируется. Ламинатор должен иметь точную регулировку нагрева валов: склеивать рекомендуется при небольшом нагреве для удаления пузырьков воздуха из-под растра. Очень ответственен процесс совмещения пластины с изображением: в случае несовпадения линз с полосками изображения стереоэффекта не будет.

До недавнего времени технология была ручной: каждое изображение подклеивали под линзу с помощью двустороннего скотча. Но так очень сложно добиться хорошего совмещения, а значит, и глубины эффекта, да и скотч ухудшает качество.

Новые технологии изготовления стерео/вариоизображений дают очень высокое качество, ведь печать идёт напрямую по пластику, что позволяет задавать линиатуру, сравнимую с традиционным офсетом (100–150 lpi). Малые форматы (при толщине пластика не более 700 мкм) печатают на офсетных машинах. При этом нужно обеспечить высочайшую точность приводки и стабильность температуры. В некоторых случаях умельцам удаётся перенастроить оборудование под более толстый запечатываемый материал, сохранив качество.

С учётом высокой стоимости лентикулярного пластика офсетные тиражи становятся выгодными при запечатке не менее 1500 листов (минимальный тираж — 500 листов). На каждый лист помещается 16 открыток 10×15 см или 36 календариков. Для печати используются фолиевые краски, которые требуют сложной сушки, или краски с УФ-отверждением.

Важно, чтобы машина обеспечивала максимально точную приводку и минимальную приладку (материал дорог). Поэтому одна из самых популярных моделей для печати по лентикулярным растрам — KBA Genius 52 UV. Сочетание офсета без увлажнения, планетарной схемы, короткого красочного аппарата без зональной регулировки и УФ-красок оптимально для печати по пластикам.

Стерео/варио для начинающих

Большие форматы печатаются иначе: такие листы намного толще (до нескольких мм) и жёстче, поэтому для печати используют широкоформатные УФ-принтеры — планшетные или гибридные, позволяющие печатать по жёстким материалам. Поскольку процент заказов стереоизображений невелик, целесообразно привлекать контрагентов со своим оборудованием. При любой cтруйной печати важно выбирать режим печати в одном направлении, а не в двух, а также посылать на лентикулярную печать только изображения с разрешением, кратным разрешению принтера (чтобы его драйвер не использовал собственный алгоритм интерполяции и не нарушал содержимое полосок).

Питч-тест

Из-за температурных колебаний и погрешностей технологического процесса производства физическая линиатура линзового растра может колебаться относительно заявленного в паспорте значения. Но для получения качественного результата требуется абсолютное совпадение ширины линз растра (шага растра) и ширины полос изображения. Более того, оптическая линиатура (видимая, важна именно она) несколько отличается от физической, поскольку зависит от расстояния, с которого изображение будет рассматриваться. Процедура определения необходимой оптической линиатуры носит название «питч-тест» и проводится один раз для каждой марки принтера, для каждого типа бумаги, настроек принтера и под каждый тип, а также партию линзового растра.

Тест представляет собой набор полос, причём в каждой кодовые штрихи следуют с определённым шагом lpi (70,0; 70,1; 70,2 и т. д.). Для определения реальной линиатуры распечатывают тест на том устройстве и бумаге, на которых будет печататься кодированное изображение. Сначала проводят тест с разницей шага полос 0,1 lpi, а при необходимости проводят уточняющий питч-тест с шагом 0,01 lpi.

Процедура предельно проста: линзовый растр накладывают на лист с отпечатанным тестом так, чтобы штрихи тестовых полос совпали с линзами растра. Отодвинувшись от листа на расстояние, которое будет отделять готовое изделие от аудитории (для фото и сувенирной продукции — примерно 30 см, для интерьерных работ — от 1 м), и перемещаясь вперёд-назад, определяют полосу, которая меняет свой цвет одновременно по всей длине. Соответствующее ей значение является искомым.

Используя результаты теста (оптическую линиатуру, расстояние до объекта), в любой из выбранных программ формируют готовый к печати файл.