Всё ломается. Это факт жизни. И когда приходит время ремонтировать, все смотрят на крупные узлы, на дорогие запчасти. А я первым делом спрашиваю: а что с сальниками? Эта невзрачная резинометаллическая штука стоит копейки, но её выход из строя может убить агрегат стоимостью в сотни тысяч. Вот это я за свою практику видел не раз. Решение купить сальник – это не простая формальность. Это ответственность.
Основа основ – правильный подбор. Три размера: внутренний диаметр, внешний и высота. Казалось бы, что может быть проще? Бери штангенциркуль, меряй старую деталь и заказывай новую. Ан нет. Самая частая ошибка – неверная диагностика износа. Была у меня история на консервном заводе. На насосе постоянно текло, меняли сальник раз в месяц, не помогало. Стандартные методы не работали. Оказалось, вал был с микросмещением, биением в сотые доли миллиметра. Глазом не видно, но для уплотнения – смерть. Пока не догадались поставить сальник из другого материала, более мягкий, который компенсировал этот дисбаланс. Проблема ушла.
Материал – вот где собака зарыта. Всем хочется сэкономить, все берут NBR (нитрильный каучук). А он, между прочим, не для всех сред хорош. Для стандартных масел – да. Но стоит появиться агрессивной химии, высокой температуре под сотню градусов – и он дубеет, трескается. Фторкаучук (FKM) – другое дело. Прочный, стойкий. Но и дорогой. И вот тут мое спорное мнение: в 90% случаев на гражданке лучше переплатить и взять FKM. Вопреки логике экономии. Он простоит дольше, сбережёт нервы и ресурсы. Лично терпеть не могу, когда менеджеры по закупкам пытаются сэкономить три копейки на этих деталях. Скупой платит дважды. А то и трижды.
Помню, на старой советской бетономешалке мы всегда юзали сальники с двойной кромкой, с пыльником. Даже если в паспорте стояла обычная. Потому что в условиях вечной пыли и грязи обычная быстро выходила из строя. Эта незначительная на первый взгляд деталь увеличивала межсервисный интервал в разы.
А ведь есть ещё и бренды. Китай noname или проверенный SKF, FREUDENBERG. Разница в цене бывает в разы. И тут уже каждый решает сам. Но я видел статистику отказов. У noname’ов она на порядок выше. И что получаем? Ранний выход из строя, повторный ремонт, простой техники. И где тут экономия? Её нет.
Кстати, о запахах. Настоящий фторкаучук пахнет специфически, сладковато-химически. Это такой неочевидный признак качества. Подделки часто не пахнут ничем.
Монтаж – отдельная песня. Можно купить сальник идеального качества и убить его при установке. Забыли смазать, повредили кромку об острый край вала, поставили криво… Всё, пиши пропало. Герметичности не будет. Эту ошибку я у apprentices вижу сплошь и рядом. Не чувствуют они материал, руки не из того места.
Это тема для отдельного разговора – культура ремонта. Но без неё все эти разговоры о подборе бессмысленны.
В итоге, что я могу сказать? Подход к выбору такой детали должен быть технически и экономически обоснованным. Не просто «купить сальник». А купить правильный сальник. Для конкретных условий. Из правильного материала. От проверенного поставщика. И поставить его по уму. Сэкономите на этом – будьте готовы к большим расходам. Очень большим. Проверено не раз.
Автор статьи: Сергей Каменев, главный механик с 17-летним стажем ОАО «Рязаньагропроммаш», автор блога «Железо и Масло».