Плунжерная пара состоит из 2 основных узлов, каждый из которых выполняет свои функции:
- Плунжер. Его задача состоит в совершении возвратно-поступательных движениях внутри втулки. Длина металлического цилиндра должна значительно превосходить диаметр.
- Втулка. Представляет собой полый цилиндр, изготовленный из особо прочного металла. Внутри втулки сделаны отверстия, обеспечивающие подачу и отвод топлива или рабочих жидкостей.
Существуют две основные разновидности плунжерной пары, различие между которыми состоит в наличии в плунжере специальной кольцеобразной просечки. Назначение просечки заключается в сборе и возврате части топлива в основную магистраль топливного насоса. Стоимость такой плунжерной пары будет выше стоимости узла с плунжером без просечки. Однако дополнительные расходы на изготовление компенсирует повышение эффективности работы дизельного двигателя.
![1.plunzhernaya_para.jpeg](https://www.zaoair.com/upload/medialibrary/46b/1.plunzhernaya_para.jpeg)
Основная проблема при изготовлении плунжерной пары состоит в обеспечении герметичности рабочего узла, при этом необходимо добиться свободного перемещения плунжера внутри втулки. Задача решается точным соблюдением геометрических размеров. Рабочие поверхности втулки и плунжера обрабатываются для обеспечения необходимой плотности примыкания элементов между собой. Рабочим зазором между втулкой и плунжером сегодня считают расстояние в 1-3 мкм. Такая точность обработки поверхностей элементов рабочего узла позволяет относить плунжерную пару к прецизионным деталям.
Плунжерная пара при эксплуатации подвергается высокому давлению и другим сопутствующим нагрузкам. Это объясняет требования к прочности элементов плунжерной пары, а также устойчивости к физическим воздействиям. По этим причинам для изготовления элементов узла используются износостойкие и высокопрочные марки стали. Для достижения необходимой точности геометрических размеров двух элементов и соблюдения технологии обработки металла работу выполняют на способном обеспечить эти параметры современном оборудовании. Работа плунжерной пары во многом определяет параметры работы всего дизельного двигателя.
![2.plunzhernaya_para_yamz.jpeg](https://www.zaoair.com/upload/medialibrary/73f/2.plunzhernaya_para_yamz.jpeg)
ПРИНЦИП РАБОТЫ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ
Штатная схема работы плунжерной пары:
1. В начале цикла работы плунжер под действием пружин находится в нижней части втулки.
2. Под воздействием кулачкового вала плунжер перемещается в верхнюю часть втулки, увеличивая давления топлива над вытеснителем.
3. При повышении давления топлива открывается клапан и топливо через форсунки поступает в камеру сгорания.
4. В конце цикла плунжер под воздействием пружин возвращается в начальную позицию.
Надежность и долговечность плунжерной пары во многом объясняется именно простотой принципа работы этого узла.
![3.plunzhernaya_para_printsip_raboty.jpeg](https://www.zaoair.com/upload/medialibrary/b13/3.plunzhernaya_para_printsip_raboty.jpeg)
ПРИМЕНЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ
В топливном насосе высокого давления плунжерная пара выполняет следующие функции:
- обеспечение поступления дизтоплива к форсункам с одновременным повышением давления;
- дозирование требуемого объема топлива для доставки к форсункам;
- установление оптимального режима впрыска дизтоплива в камеру сгорания.
Добиться точного и эффективного выполнения данных функций позволяет совместная работа плунжерной пары совместно с системами амортизации и контроля. Автоматика определяет параметры и характеристики, которые должны быть достигнуты в ходе работы плунжерной пары.
Еще одна сфера применения плунжерных пар – различные по конструкции и назначению насосы, гидромашины, другое аналогичное оборудование.