Платежный календарь в 1С - Бизнес-мудрость

Платежный календарь в 1С

Чтобы в компании всегда были в наличии денежные средства (при условии, что ее деятельность имеет положительные результаты), необходимо планировать входящие и исходящие потоки финансов. В противном случае может возникнуть кассовый разрыв, при котором ресурсов не хватит на покрытие текущей задолженности.

При планировании нужно учитывать, что платежи могут быть двух видов: срочные и отложенные. В первом случае они обязательно должны быть перечислены не позже срока, установленного договором или законодательством. Во втором случае их можно отложить на некоторое время, например, на несколько дней. Срочность или отложенность учитывается при составлении платежного календаря, поскольку отложенные платежи можно передвигать на ранний или поздний срок, а срочные — нельзя.

Если не соблюдать сроки платежей, то компания понесет финансовую ответственность:

  • штраф — мера материальной ответственности за несоблюдение условий договора или законодательства. Он устанавливается в процентном отношении к сумме договора или декларации. Например, если установлен штраф в размере 10%, то при задолженности в 100 000 руб. штраф составит:

100 000 * 10% = 10 000 руб.;

  • пеня — мера материальной ответственности за просрочку платежа. Она устанавливается в процентном отношении к задолженности и рассчитывается за каждый день. Например, если пеня составляет 0,1% и устанавливается на сумму долга без учета дня оплаты, задолженность равна 100 000 руб., компания оплатила 50% на второй день по окончании срока и еще 50% на четвертый день, то пеня рассчитывается так:

1 день = 100 000 * 0,1% = 100 руб.

2 день = 50 000 * 0,1% = 50 руб.

3 день = 50 000 * 0,1% = 50 руб.

Итого сумма пени будет равна 200 руб.

Нужно учитывать, что при просрочке платежа компания несет не только финансовую, но и нематериальную ответственность. К примеру, при постоянных задержках платежей ее деловая репутация может снизиться, и контрагенты не захотят с ней работать. Кроме того, налоговая инспекция также будет учитывать, что организация часто пропускает сроки оплаты налогов и взносов, а трудовая инспекция — что работодатель задерживает выплату зарплаты.

Чтобы исключить такую ответственность, нужно разработать платежный календарь, который поможет совершать платежи своевременно и тем самым исключить риск дополнительных финансовых расходов.

Что такое платежный календарь

платежный календарь в 1с представляет собой внутренний план компании или, как его еще называют, план денежного оборота организации. Он отражает реальные денежные потоки, формируемые как по приходу, так и по расходу, а также содержит информацию о наличии свободных денежных средств на начало и конец дня.

При формировании платежного календаря решаются следующие задачи:

  • организуется контроль предстоящих расходов с учетом планируемых поступлений;
  • формируется информационная база о движении денежных средств;
  • производится ежедневный учет изменений, происходящих в информационной базе;
  • анализируется вероятность наступления кассового разрыва;
  • осуществляется поиск дополнительных источников финансирования для покрытия кассового разрыва;
  • рассчитывается потребность в краткосрочном кредитовании при временном несовпадении приходных и расходных денежных потоков;
  • анализируется финансовое положение компании на конкретную дату.

Платежный календарь составляется, как правило, на короткий промежуток времени — неделю, декаду, полмесяца, месяц. Срок устанавливается в зависимости от особенностей деятельности организации и периодичности входящих и исходящих денежных потоков. В календаре нужно учитывать деньги как в наличной, так и безналичной форме.

Особенности составления платежного календаря

Платежный календарь состоит из двух частей:

  • план доходов;
  • план расходов.

Между этими планами должно быть такое соотношение, чтобы хотя бы обеспечивалось их равенство. Однако намного лучше, если доходная часть будет превышать расходную, что позволит аккумулировать денежные средства про запас.

Если расходная часть будет превышать доходную, то у компании будет наблюдаться кассовый разрыв, то есть она не сможет покрывать текущие расходы. В этом случае нужно скорректировать платежный календарь, а именно перенести некоторые платежи на другой период, когда будут деньги, или же принять меры по скорейшему получению денег от покупателей или поиску дополнительных источников финансирования.

Механизм составления платежного календаря можно представить в таком виде:

  1. сформировать план предстоящих платежей. При этом разработать конкретные статьи расходов (зарплата, поставщики, налоги, кредит), указать источники оплаты (касса, расчетный счет), утвердить ответственное лицо и согласованность платежа, оставить поле для пометки об оплате или отказе.Такая детальная проработка плана расходов должна быть произведена по каждому подразделению компании. После сбора информации в едином виде можно будет проанализировать, каковы потребности компании в расходовании денежных средств;
  2. сформировать план предстоящих поступлений. Информация вносится конкретно по каждому дню, когда планируется получить деньги от покупателей и заказчиков. Когда величина поступлений по дням не известна, можно общий объем планируемых доходов разделить на количество дней, а затем корректировать план по мере окончания периода. При этом желательно определиться с тем, какую долю поступлений можно использовать для погашения тех или иных обязательств. Чаще всего это делается на основе анализа сведений из прошлых периодов. Кроме того, целесообразно установить, какой остаток денежных средств должен быть в компании на конец рабочего дня;
  3. утвердить регламент платежей. Он представляет собой механизм, на основании которого в компании будет происходить разработка, утверждение и исполнение платежей. При этом нужно определить правила формирования заявок от конкретных подразделений компании, их порядок согласования с руководством и сроки подачи, рассмотрения и утверждения. С регламентом нужно ознакомить всех руководителей подразделений, чтобы кто-то из них не требовал немедленной оплаты того или иного счета;
  4. установить очередность платежей. Оперативное управление платежами возможно в том случае, если по каждому из них будет установлен приоритет его исполнения, а также определены конкретные сроки перечисления согласно договору. Очередность необходимо устанавливать по той причине, что средств, имеющихся на начало конкретного дня, может не хватить на оплату всех платежей. По этой причине нужно определить, какие из них нужно обязательно осуществить, а какие можно перенести на другой день. Как правило, сначала осуществляются обязательные платежи, например, зарплата, налоги, кредиты, затем по поставщикам, и после этого — второстепенные.
  5. отразить информацию в платежном календаре. После определения всех расходов нужно внести их в платежный календарь. Кроме того, нужно анализировать сведения на конец каждого дня для того, чтобы понять, соблюдается ли план или есть отклонения. На основе этой информации выявляется, где в платежном календаре были допущены ошибки или неточности и каким образом их можно исправить или предусмотреть в будущем периоде.