Моторное масло: каким оно бывает и как его выбирать. Инструкция - Бизнес-мудрость

Моторное масло: каким оно бывает и как его выбирать. Инструкция

Разумеется, прежде всего масло нужно для смазки трущихся деталей. Оно создаёт плёнку между поверхностями, что уменьшает их износ и кардинально увеличивает ресурс двигателя в целом. Но это не единственная функция моторного масла — есть и другие, о которых многие даже не догадываются. 

  • Охлаждение деталей. Конечно, у любого двигателя есть система охлаждения, но масло тоже выполняет эту функцию. Например, значительную часть тепла от поршней отводит именно оно.
  • Удаление продуктов износа из зон трения. Часть из них задерживает масляный фильтр, но часть остаётся в масле. Именно поэтому нужно менять масло даже в том случае, если оно активно расходуется «на угар» — мы писали об этом в другой нашей статье. 
  • Поддержка чистоты деталей двигателя. Проще говоря, удаление нагара, сажи, других продуктов сгорания. 
  • Защита деталей мотора от коррозии. Поскольку в горючей смеси присутствуют воздух и едкие вещества, металл может окисляться, а масло этому препятствует. 

Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел непросто даже профессионалу. Зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете понять, какое моторное масло выбрать именно для вашего автомобиля.

Каким бывает моторное масло

Современные моторные масла можно разделить по нескольким группам в зависимости от состава и типа двигателя. Начнём с первой классификации. 

По составу
  • Минеральное. Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что минералка предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях. Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, магазин моторных масел пермь но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки — их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
  • Синтетическое. В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. Или даже из природного газа. На упаковке с таким маслом будут слова Synthetic или Fully Synthetic. Синтетика всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах — с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
  • ПолусинтетическоеОбозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа здесь солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такие смазки  дешевле синтетики.

Какое моторное масло лучше? Однозначно синтетическое, если только у вас не древний автомобиль, в котором сальники вообще не рассчитаны на контакт с синтетикой. 

По типу двигателя

Требования к маслам сильно зависят и от типа двигателя. Ведь, к примеру, в дизеле и бензиновом моторе происходят разные процессы, поэтому и смазка им нужна каждому своя. 

  • Масла для дизелей. Они намного больше контактируют с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. Поэтому  такое масло должно содержать больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, неизбежно сгорающая в цилиндрах — в том случае, если у смазки не будет специально рассчитанного на такие моторы состава.
  • Масла для бензиновых двигателей. Весьма широкая категория в России, потому что долгое время дизели в нашей стране были уделом коммерческой техники. Такие масла могут иметь как низкую кинематическую вязкость (для современных моторов), так и, наоборот, более высокую (для изношенных агрегатов). 
  • Масло для турбированных двигателей Это, как правило, дорогая синтетика, способная сохранять свои свойства при повышенных температурах и нагрузках. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники очень горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также нивелировать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
  • Универсальные масла. Такие подходят как для дизелей, так и для бензиновых моторов. Обычно универсальные масла подразумевают использование в низкофорсированных двигателях, для которых нет ярко выраженных требований к смазке. 

Чтобы понять, к какому из видов относится стоящее на полке магазина масло, надо уметь читать его маркировку.