Что такое Яндекс Маркет и как его правильно использовать? - Бизнес-мудрость

Что такое Яндекс Маркет и как его правильно использовать?

Яндекс Маркет — это интернет-сервис для поиска и покупки товаров. Для продавца он выглядит так: вы выгружаете прайс-лист со своими товарами, система автоматически распределяет их в нужные категории. Там они ранжируются по цене, условиям доставки, отзывам и конкурируют с аналогичными товарами от других магазинов. Покупатель может сделать заказ прямо на Яндекс Маркете или перейти по ссылке на сайт продавца и совершить покупку там — зависит от того, по какой схеме работает магазин с ЯМ.

Месячная аудитория Яндекс Маркета в России

Месячная аудитория Яндекс.Маркета в России
Данные yandex.ru

Размещение на этой площадке интересно продавцам благодаря множеству «плюшек». Итак, какие преимущества есть у Яндекс Маркета?

  • Это дополнительный канал продажи и источник целевого трафика в ваш магазин. Причем, речь идет и об онлайн-трафике, и об офлайне: на ЯМ встроены карты с адресами магазинов, и покупатель может выбрать именно вас за удобство местоположения.
  • Благодаря простой регистрации можно быстро разместить на ЯМ свои товары, а значит, и получить первую прибыль.
  • Высокая репутация бренда Яндекс благотворно влияет на имидж выставленных там товаров — растет доверие потребителей к вашему магазину.
  • Наглядная статистика по продажам и прибыли.

Пример статистики по заказам на Яндекс Маркете

Пример статистики по заказам на Яндекс.Маркете
Скриншот личного кабинета магазина на ЯМ, yandex.ru/support

Сколько это стоит?

Регистрация и добавление товаров на yandex market бесплатны — платить нужно лишь за действия покупателя. Доступны две модели размещения на площадке:

  • «Переход на сайт» (она же CPC). Покупатель выбирает товар на «витрине» ЯМ и для завершения покупки перенаправляется на сайт продавца. Вы платите за клики по ссылкам на ваш сайт или номер телефона. Цена клика — от 0.1 у.е. (30 рублей).

Эта модель подойдет магазинам с отлаженной системой рекомендаций сопутствующих товаров, программами лояльности или индивидуальным ценообразованием. При этом на сайте обязательно должны быть разделы «Корзина», «Доставка», «Оплата» и другие признаки интернет-магазина.

  • «Заказ на Маркете» (она же CPA). Пользователь совершает покупку прямо на ЯМ, без перехода на ваш сайт. Вы платите каждый раз, когда покупатель оформляет заказ. Минимальная комиссия — 2% от цены товара.

Подходит тем, кто хочет минимизировать трудозатраты. Если ваш бизнес находится в Москве или Санкт-Петербурге, Яндекс.Маркет возьмет на себя даже доставку до покупателя. А если у вас сайта нет вовсе или он не проходит по требованиям ЯМ, то это единственный способ разместиться на площадке.

Где прячутся подводные камни?

При многих достоинствах площадки пользователи отмечают и некоторые недостатки Яндекс Маркета, с которыми можно столкнуться при работе с сервисом.

1. Недополученная лояльность

Если покупатель заказывает товар непосредственно на сайте Яндекс Маркета, то практически не взаимодействует с реальным продавцом. Некоторые участники рынка видят в этом репутационные потери.

Татьяна Нетребенко, директор по маркетингу интернет-магазина «Ситилинк», в комментарии сайту crn.ru:
— Покупатель совершает покупки непосредственно на сайте «Яндекса», и настоящий продавец становится для клиента лишь названием <…> В случае успешной покупки, положительный покупательский опыт будет ассоциироваться с «Яндексом», а в случае возникновения претензий к качеству товара или иных проблем, покупателю придется решать эти вопросы с настоящим продавцом, с которым, соответственно, будут связаны все негативные эмоции.

2. Сюрпризы от службы контроля

Еще одним спорным моментом, по мнению пользователей сервиса, являются неоднозначные методы работы службы контроля качества ЯМ. Ее сотрудники вправе отключить магазин от площадки без указания причины. Оспорить решение вы не сможете: арбитража как такового в системе нет.
С одной стороны, проверки помогают очистить Яндекс.Маркет от недобросовестных продавцов, с другой — вы должны быть готовы к некоторым провокациям с их стороны. Так, в Facebook-сообществе «ИМ диспуты», бывший руководитель службы маркетинга «Спортмастера» Арсений Девдариани описал интересный случай из личной практики:

интересный случай из личной практики
Источник: группа «ИМ диспуты» на facebook.com

3. Непредвиденные расходы

Учесть стоит и то, что комиссия, которую вы платите Яндексу, не возвращается в случае отмены заказа покупателем. Если каждый заказ для вас на вес золота, то это серьезно может ударить по финансовым результатам вашего магазина.
Кстати, рекламодатели сервиса советуют морально готовиться к ложным заказам: в блоге intermonte.org размещен пост о том, что Яндекс якобы инициирует контрольные закупки на Маркете через биржу Яндекс Толока, а потом возвращают товары. Предприниматели при этом несут дополнительные расходы: выкуп товара у поставщика, оплата курьерских услуг и т.д. Плюс те самые 2% комиссии площадки. Подтверждения или опровержения этой информации от Яндекса нет, но на вышеупомянутом ресурсе размещен скриншот с вот таким заданием для исполнителя.