Что такое IPO: как компания выходит на биржу | Бизнес-мудрость

Что такое IPO: как компания выходит на биржу

Мечта любой компании — выйти на биржу. Это делает ее известной, придает статус, а главное — открывает доступ к капиталу. Как происходит первичное размещение акций на бирже и стоит ли инвесторам вкладываться в IPO?

Фото: uforms.ru для РБК Quote
Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — компании сложно привлечь банковский кредит или найти «доброго ангела», готового вложиться в ее развитие. И тогда фирма выпускает акции, которые предлагаются инвесторам. Каждый, кто купит акцию стартапа, становится его совладельцем.

Если бизнес идет успешно, то у компании возникает необходимость в дополнительном капитале — на дальнейшее развитие. Конечно, можно взять кредит либо выпустить облигации  , векселя. Но самый выгодный вариант — выпустить акции для обращения на фондовой бирже. Это позволяет привлечь миллионы инвесторов и миллиардные инвестиции  .

Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Процесс этот затратный, однако если размещение акций пройдет успешно, компания сумеет привлечь сотни тысяч, миллионы, а то и миллиарды долларов.

Правда, для того чтобы выйти на биржу, компания должна иметь хорошую историю бизнеса и подготовить прозрачную отчетность за несколько лет. Например, разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже может только компания, предварительная стоимость которой не менее $50 млн.

После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO.

Предварительный этап

Предварительный этап — самый продолжительный, он может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время компания должна оценить свой бизнес, структуру активов и корпоративного управления. Тогда можно просчитать, по какой цене и сколько акций следует выпустить и, соответственно, определить будущую капитализацию  компании.

Важно также оценить степень финансовой и информационной прозрачности. Это способствует росту доверия инвесторов к компании и повышает ее репутацию. К тому же будущий эмитент  , по правилам биржевых торгов, обязан публично предоставлять ежеквартальную финансовую отчетность.

По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO.

Подготовительный этап

Всей подготовительной рутиной вывода акций на биржу занимается андеррайтер — как правило, это инвестиционный банк, с которым заключает договор компания. Кроме того, выбирается фондовая биржа  , где будут размещены акции, и брокеры.

Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу.

Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).

В инвестиционном меморандуме содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO.

И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам. Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.