Что такое франшиза и как она работает - Бизнес-мудрость

Что такое франшиза и как она работает

Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. 

Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).

Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).

Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.

Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.

Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.

Как работает франшиза

Суть схемы работы по франшизе заключается в том, что владелец бизнеса (франчайзер/франчайзор/управляющая компания) продает покупателю франшизы (франчайзи):

  • право работать под своим брендом,
  • технологии,
  • описание бизнес-процессов,
  • рекомендации по обучению и подбору персонала,
  • требования к помещению,
  • контакты поставщиков,
  • доступ к клиентской базе и др.

Порядочный франчайзер не просто продает права, но и сопровождает на всех этапах.

Как работает франшиза

Паушальный взнос

Паушальный взнос – плата за франшизу. Платится один раз. Этого взноса может и не быть совсем, что обычно для франшиз, в которых продавец снабжает франчайзи продукцией для реализации, расширяя для себя рынок сбыта.

Роялти

Роялти – это регулярный платеж за франшизу. Его необходимо платить весь период действия договора франшизы. Порядок расчета роялти определяет франчайзер. Это может быть фиксированный размер платежа, либо процент от продаж.

Плюсы франшизы

  1. Готовый план реализации бизнес идеи. С начала своей работы каждый будущий франчайзер обычно совершает не одну дорогую ошибку, теряя деньги, время. Бизнес-план франшизы учитывает весь горький опыт и позволит избежать обидных промахов.
  2. Бренд. Начинающий предприниматель может тратить до 65% всего бюджета на продвижение! Возможность использовать знакомое в определенных кругах торговое название значительно ускорит выход на широкий рынок и сведет издержки к минимуму.
  3. Обучение. Франчайзер предоставляет технологию работы, следование которой сведет брак практически к 0. Отметим, что затраты на обучение персонала в зависимости от сферы бизнеса могут достигать 70%, при этом совсем не исключены ошибки в процессе.
  4. Помощь при подборе помещения. В сфере обслуживания удачно подобранное помещение можно назвать ключевым фактором хороших продаж. Ошибка при подборе локации очень дорого стоит. Не редкое явление, когда был сделан ремонт в арендованном помещений, а трафик нулевой.
  5. Помощь с подбором персонала. С покупкой франшизы передаются четкие рекомендации по кадрам, должностные инструкции для каждой категории персонала. Также франчайзер может на первое время направить своих сотрудников для адаптации новичков.
  6. Защита от конкурентов. С франшизой обычно передается эксклюзивное право работать на определенной территории. Т.е. в городе может действовать только один франчайзи, либо несколько, если объем рынка позволяет. Порядочный франчайзер отслеживает степень насыщенности рынка и не допустит переизбыток предложения.