Аутсорсинг для бизнеса: зачем нужен и как оформить легально - Бизнес-мудрость

Аутсорсинг для бизнеса: зачем нужен и как оформить легально

Для новых проектов или задач предпринимателю не обязательно нанимать специалистов в штат. Можно воспользоваться услугами аутсорс-компании. В статье рассказываем, как аутсорсинг и аутстаффинг упрощают бизнес-процессы и помогают оптимизировать налоговые расходы.

Что такое аутсорсинг и для каких задач подходит

Представим, что предприятие перекладывает некоторые процессы на специализированные агентства. Например, крупная компания не хочет искать и нанимать дизайнеров в штат, поэтому ставит задачу по созданию логотипа другой фирме. Это называется аутсорсингом.

Фактически бизнес перекладывает часть работы на специалистов, которые трудоустроены в сторонней компании. Последняя решает налоговые, кадровые, бухгалтерские и другие проблемы сотрудников, отправленных на работу в иную фирму.

Другой вариант, когда организации привлекают определённых экспертов — они официально числятся в штате агентства, но работают по распорядку и правилам заказчика. Такой формат называется аутстаффингом.

Обычно бизнес-аутсорсинг и аутстаффинг используют корпорации. Но всё чаще к этим инструментам обращается малый и средний бизнес, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку и не тратить время на поиски и трудоустройство профессионалов.

Индивидуальный предприниматель Никита решил навести порядок в финансах, не создавая бухгалтерский штат. Бизнесмен упростил подход к проблеме и арендовал бухгалтеров у профильной организации. Так Никита сэкономил время на поиске специалистов, деньги на взносы во внебюджетные фонды и аренду офисного помещения.

Сотрудники на аутсорсе — это не головная боль малого и среднего бизнеса, а высокоэффективный персонал, за который предприниматель не будет платить налоги, страховые и социальные взносы, отпускные и больничные. Всем этим займется аутсорс-агентство. Бизнесу выгодно сотрудничать с бухгалтерами, секретарями, переводчиками, маркетологами, дизайнерами, IT-специалистами и другими экспертами, не нанимая их в штат.

Производитель игрушек для детей «Ладушки» со штатом в 120 человек запланировал внедрение нового продукта. Чтобы не нанимать рекламных агентов, дизайнеров, копирайтеров, маркетологов и программистов, организация воспользовалась аутсорсингом.

Если бы штат «раздулся» на 20 человек, «Ладушки» лишилась бы права работать на упрощенной системе налогообложения (лимит сотрудников на УСН — 130 человек).

Российские крупные холдинги вслед за западноевропейскими привлекают квалифицированных экспертов из других организаций, чтобы сосредоточиться на бизнесе, а не на рядовых проблемах. Но малый и средний бизнес с осторожностью присматривается к аутсорсингу и аутстаффингу, полагая, что инструменты незаконны или нанесут урон.

На самом деле это не так. Просто организации-заказчики и организации-аутсорсеры упускают важные моменты в погоне за результатом, снижением расходов и налоговой нагрузки.

Например, Центробанк России определил аутсорсинг как «привлечение специализированной сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ» (письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 №76-Т): банки привлекают агентства по взысканию долгов на аутсорсинге. Определением активно пользуется финансовый сектор, но не бизнес.

Понятие аутсорсинг отсутствует в законодательстве. Чтобы избежать проблем с налоговой и трудовой инспекцией, бизнесу надо заключать договор возмездного оказания услуг с аутсорс-компанией (гл. 39 ГК РФ).

Аутстаффинг тоже регулируется жёстко, хотя предоставление труда работников разрешено законом «О занятости населения в РФ». На практике сдать сотрудников в аренду могут только компании с аккредитацией Роструда.