Агентство по подбору персонала: как устроен этот бизнес - Бизнес-мудрость

Агентство по подбору персонала: как устроен этот бизнес

Современный ритм жизни почти не оставляет времени на рутину. Обычные семьи нанимают нянь, репетиторов, домохозяек и других специалистов в сфере бытового обслуживания. И многие первым делом идут в агентство по подбору домашнего персонала.

Мало кто знает, что в таком способе поиска помощников немало подводных камней для соискателей и потенциальных работодателей. Есть ли способ обойти проблемные места или стоит искать альтернативу агентствам?

Агентство по подбору персонала

Суть и принципы работы агентств по подбору домашнего персонала

Такие агентства стали появляться в России около 20-25 лет назад, когда произошло заметное классовое расслоение. Из регионов люди с разным уровнем образования, навыков дружно поехали покорять столицы. Уже тогда в Москве, Петербурге процветали «фирмы», обслуживающие состоятельных горожан в бытовом плане: супруги процветающих бизнесменов, «новых русских» не хотели обременять себя домашними хлопотами, да и своеобразный этикет эпохи перемен не позволял им заниматься кастрюльками, подгузниками, стиркой пеленок, уборкой огромных квартир, особняков, обслуживанием придомовой территории.

С появлением новой профессиональной прослойки — домашнего персонала — возникла проблема фильтрации кандидатов.

Состоятельным нанимателям было важно, чтобы:

  • работник выполнял свои обязанности качественно;
  • был практически незаметным, тихим, деликатным, умел продуктивно взаимодействовать с нанимателем;
  • имел положительные характеристики с предыдущего места работы, был честным, не стремился обрести славу за счет нанимателя;
  • не имел судимостей или связей с криминальным миром (проблема «наводчиков» на состоятельные квартиры в 90-е стояла особенно остро);
  • не имел серьезных проблем со здоровьем, которые могли быть опасны для нанимателя, проживающих с ним людей.

Найти соответствующего всем требованиям помощника по дому своими силами очень непросто. Велик риск получить негативный опыт, поплатиться имуществом, здоровьем, а иногда репутацией. Поэтому в обеих столицах, а позже в крупных городах России, стали появляться агентства, которые брали на себя заботы по поиску подходящих кандидатур.

По сути все агентства по подбору домашнего персонала являются посредниками, имеющими крупную базу данных с представителями профессий, востребованных у состоятельных людей:

  • водителей и телохранителей;
  • охранников и гувернеров;
  • нянь и репетиторов;
  • уборщиков и горничных;
  • экономок, поваров и личных помощников;
  • сиделок, компаньонов и многих других.

База составляется на основе анкетирования непосредственно в агентстве. Иногда к нему добавляют результаты психологического тестирования (на тип личности и характера, скрытые намерения, склонности человека), регулярного медицинского осмотра, справки из наркологического, психиатрического диспансера, характеристики, рекомендации от предыдущих работодателей, подтверждающие образование документы, фото.

  1. Обращаясь в агентство, работодатель может указать требования к домашнему персоналу вплоть до их внешности, возраста, уровня образования.
  2. Сотрудники агентства связываются с потенциальными кандидатами, подходящими под эти требования, приглашают их на первичное собеседование.
  3. Соискателей, которые согласились с условиями трудоустройства, записывают на очное собеседование непосредственно с нанимателем, после чего он может приступить к работе на испытательном сроке.

Именно за услуги посредничества, первичный отсев кандидатов агентство по подбору домашнего персонала получает комиссионные в размере от 50% до 100% от месячного оклада работника, которого они подберут для клиента.

Казалось бы, почему бы не заплатить, ведь люди действительно проделывают большую работу. Однако на деле часто случается так, что никакой индивидуальной работы сотрудники агентства не проводят. Более того, они берут комиссионные не только с работодателей, но и с соискателей, а потом просто позволяет им самостоятельно выбирать друг друга без какого-либо содействия со стороны тех самых «специалистов».

Агентство по подбору персонала

Неочевидные минусы агентств

Наиболее важный минус для клиентов подобных организаций — отсутствие обещанного индивидуального подхода. Сотрудник, курирующий клиента, обзванивает потенциальных кандидатов на место по примитивной схеме: предлагает должность всем подряд.

Так называемый «отсев» для приглашения на собеседования представляет собой согласие-несогласие человека на величину оплаты труда. Все согласные приглашаются на собеседование, и только те, кого устраивает район проживания работодателя, режим работы, проходят к следующему этапу — пробному рабочему дню.

То же самое наблюдается при подборе вакансии для желающих трудоустроиться в качестве домашнего персонала.

Анкета, за которую заплачены немалые деньги, может провисеть базе несколько месяцев, пока вам не посчастливиться попасть на собеседование с работодателем, который предложит подходящие условия для вас. Специально никто подбором места для работника заниматься не станет, как и не будет проверять потенциального работодателя на честность и платежеспособность.

Второй неочевидный «минус» агентств — никаких юридических гарантий.

Ответственность за недобросовестного сотрудника оно не несет. Такого пункта нет в договорах у 99,9% компаний, занимающихся подбором персонала для вашего дома. Вы можете быть сколь угодно правы, но «де факто» выбирали сотрудника сами. Если няня внезапно пропала вместе с дорогим гаджетом работодателя, повар по халатности «сжег» дорогостоящую технику, возмещать убытки никто не будет. Разве что после обращения в полицию, суд вам удастся отыскать недобросовестного сотрудника, доказать его вину, взыскать стоимость убытка.

На практике это не всегда бывает возможным, потому что агентство не проверяет подлинность документов, предоставляемых кандидатами на место домашнего персонала.

Единственный вариант для исправления ситуации, который могут предложить сотрудники агентства — повторно запустить отбор кандидатов. Естественно, вам придется снова оплатить услуги. Продолжаться это может до тех пор, пока клиенту не повезет найти действительно ответственного сотрудника.