1С: Бухгалтерия строительной организации - Бизнес-мудрость

1С: Бухгалтерия строительной организации

Программа «1С: Бухгалтерия строительной организации» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета во всех видах строительной и сопутствующей ей коммерческой деятельности. Разработана на основе типового решения «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия предприятия», дополненного отраслевым функционалом.

Автоматизированы все основные виды учетов, связанных с производством, оказанием услуг, продажами и налогообложением, банковскими и кассовыми операциями, расчеты с контрагентами. Решение оптимально для предприятий малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний момент разными партнерами фирмы «1С» выпускается целый ряд специализированных программ для автоматизации ведения бухгалтерии строительной организации 1с и налогового учета в большинстве отраслей бизнеса. В данной статье речь пойдет о строительстве. Строительство весьма обширная отрасль и автоматизировать ведение учета таким образом, чтобы решения подходили, как к небольшим так и средним и крупным фирмам — очень не просто. Опять таки, строительство объединяет в себе несколько совершенно разных направлений. Например, таких как Инженерия здания, Ремонт и отделочные работы, Монолитное строительство и так далее. И специфика у каждого направления – немного отличается.
Фирма 1С создала программную платформу — «1С:Предприятие», на базе которой выпускаются уже программные продукты таких направлений, как учет персонала и расчета заработной платы — выпускается программный продукт «1С:Зарплата и управление персоналом» (ЗУП), для складского учета и торговли — «1С:Управление торговлей» (УТ), для ведения бухгалтерского и налогового учета — «1С:Бухгалтерия предприятия» (БП) и т. д.
На основе продукта от 1С — «1С:Бухгалтерия предприятия» разрабатано и поддерживается несколько решений в области строительства, но одно из лидеров в этой сфере является программный продукт– «1С:Бухгалтерия строительной организации» (БСО), разработанный фирмой «ИМПУЛЬС-ИВЦ». Программистам этой компании удалось максимально полно разработать функционал программы и, в результате, БСО отвечает потребностям широкого спектра потребителей — как застройщика-инвестора, заказчика, так и подрядчика в любом направлении строительства.
В чем же отличия между БСО и стандартной «1С:Бухгалтерия предприятия» (БП) и зачем вообще нужна БСО? Немного забегая вперед, скажу, что БСО создана на базе БП с добавлением специализированных подсистем для строительства. А именно, добавлены подсистемы: «Заказчик строительства», «Инвестор строительства» и «Подрядчик строительства». Любая бухгалтерия основана на двойной записи в бухгалтерских счетах. Каждый бухгалтерский счет из плана счетов отражает ту или иную финансовую или хозяйственную информацию. Например счет 50 – касса, 51 – расчетный счет организации, 68 – расчеты по налогам, а 10 — материалы. Каждый счет может иметь свои субсчета, или счета второго порядка, для уточнения или детализации информации, хранящейся на этом счете. Так например счет 10 имеет субсчет 10.08 – строительные материалы. Каждый счет или субсчет может иметь Субконто. Субконто — дополнительный срез аналитики на этом счете. Каждый счет имеет — Дебет (Дт) и Кредит (Кт). Таким образом любая операция выглядит как набор проводок, с Кредита одного счета на Дебет другого и. Например покупка какого-нибудь материала выглядит так: Дт10.01 – Кт60.01 1000руб. и Дт19.03 – Кт60.01 180руб. Здесь мы купили какой-то материал за 1180 рублей. БП автоматизирует работу бухгалтера, или другого сотрудника, участвующего в бизнес процессе, и по каждой типовой операции – формирует определенный набор проводок, согласно настроенным ранее правилам учета. Как Вы понимаете, таких вариантов, в зависимости от операции, может быть сколько угодно. И на каждый случай создать свой вид документа просто невозможно… В типовой бухгалтерии нет такого понятия, как «объект строительства». В БСО добавлен целый ряд механизмов для упрощения ведения бухгалтерского учета в строительных организациях и хранения сопутствующей информации по объектам строительства, договоров в разрезе видов инвестирования и участников строительства. Например, в БСО добавлен справочник «Объекты строительства», в разрезе которого гораздо легче вести учет самого строительства, т. к. добавлены вспомогательные справочники: «Стройки», «Характеристики объектов строительства» и др. Документ «Передача материалов и работ на объект строительства», помогает передать материал со склада на объект строительства и учесть их в составе затрат на этом объекте .
Как и в типовой бухгалтерии, в БСО, для нового функционала, также реализован механизм «ввод на основании», что еще больше упрощает ввод данных. Еще приятным отличием БСО от стандартной БП имеет наличие целого ряда специализированных строительных документов, типа КС-2, КС-3, КС-11, КС-14 и других регламентированных форм.
Пожалуй, стоит рассмотреть, в рамках этой статьи, ключевые отраслевые инструменты и важные моменты ведения учета «1С:Бухгалтерия строительной организации» (БСО).
— Как уже писалось выше — введен специальный справочник «Объекты строительства» для учета строительных объектов. Этот справочник привязан к справочнику «Номенклатурные группы», но сильно расширяет его возможности.
— Введен справочник «Стройка» для консолидации объектов строительства. Например, если мы строим жилой комплекс, который включает в себя несколько домов или корпусов. Кстати, если у нас в большом комплексе присутствует некий объект инфраструктуры, который относится к Объекту строительства, как «вспомогательный», и принадлежит комплексу в целом, т.е не подлежит дальнейшей реализации, например ЦТП, мы можем поставить на него соответствующий признак. Чтобы в конце строительства раскидать затраты на остальные объекты, подлежащие реализации.
— Учет долей строительства ведется в разрезе справочника «Номенклатура». Например мы можем строить жилой дом, как Объект строительства, в разрезе Номенклатурной группы, а Квартиры будут являться элементом справочника «Номенклатура», которые входят в эту Номенклатурную группу. Кстати, существует очень полезная обработка, которая позволяет за пару нажатий клавиш создать номенклатурную группу (например «улица Инессы Арманд дом №4, корпус 1»), состоящую из номенклатур — полутысяч квартир с уникальными номерами. Каждый тип квартиры (например «однушка», «двушка» и «трешка») имеет типовую площадь и типовые параметры. Обработка сама создаст полторы тысячи единиц номенклатуры в нужном месте (папке), со своим номером квартиры, со своей площадью и со своими параметрами.
— Для удобства добавлен справочник «Характеристики объектов строительства». В нем мы можем хранить всю сопутствующую информацию по объекту строительства, начиная с адреса и заканчивая всеми участниками (Заказчики, Инвесторы, Субподрядчики и т.д.).
— Помимо сугубо бухгалтерского функционала – присутствует функционал планирования для разных нужд застройщика и подрядчика:
— Для заказчика-застройщика – «Лимиты капитальных вложений» и «Смета на содержание заказчика строительства».
— Лимиты капитальных вложений – это возможность планирования и корректировки затрат на капитальные вложения на строительство объекта. Здесь мы можем набросать некий список планируемых затрат на капитальные вложения и внести корректировку, как на уменьшение, так и на увеличения их, а потом отчетом «Анализ выполнения лимита капитальных вложений» посмотреть план. А также факт выполнения, который берется из Дебета счета 08.03. Отчет по объекту строительства с возможностью разреза по статьям затрат.
— Смета на содержание заказчика строительства – возможность планирования и корректировки расходов в виде смет с расходами по затратам на содержание заказчика. Отчетом «Анализ сметы затрат заказчика строительства» можно посмотреть наш текущий план и факт на Дебете счета 08.09.
— Создан значительный функционал по приемки законченного строительством объекта. Документ «Акт приемки законченного строительством объекта» можно заполнить как по суммам инвестиций, так и по площади. По факту подписания «Акта приемки законченного строительством объекта» — заказчик перестает исчислять капитальные вложения по объекту на своем балансе. Документ включает в себя затраты по общим капитальным вложениям, по капитальным вложениям инвесторов, распределяет НДС и т.д. Документ может распечатать различные типовые формы, такие как КС-11, КС-14 и т.д.
— Предусмотрена продажа незавершенного строительства. Расчеты с инвесторами, как один из вариантов, предполагаются в виде перечисления заказчиком денежных средств в виде возврата целевого финансирования.
— «Оприходование объектов для продажи». Документ формирует проводки Дт43 – Кт08.03 и Дт19.03 – Кт19.КВ.
— Документ «Отчет застройщика». Этот документ формирует приемку законченного этапа строительства объекта инвестором от застройщика. Формирует проводки Дт76.09 – Кт08.03 и Дт76.09 – Кт19.КВ.
— Предусмотрено ведения план поступления по источникам финансирования. А также долевые вклады, учет механизмов уступки права требования и формирование доли администрации.
В разделе «Подрядчик» тоже есть механизмы планирования, только ориентированные совершенно на другие цели. Причем, тут еще добавлен механизм согласования и утверждения.
Вначале нужно создавать заказы на разные наборы работ с их объемами. Документ называется «Заказ СМР» (строительно-монтажных работ). Это документ потенциальных заказов. Его можно согласовывать и утверждать. На его основе нужно создать документ «Определение объемов выполнения СМР (план/факт)» с видом операции «Формирование сметной стоимости». Т.е. из некого «заказа» мы сформировали «план». Новый документ формирует плановую смету на перечень работ, материалов, инструментов или машин и затраты на зарплату рабочим. Этот документ можно сформировать, как «на основании», так и загрузить из файла. На основании этого документа можно сформировать аналогичный документ, только с видом операции отражения факта – «Акт приема-передачи КС-2 (факт)», а затем уже можно создать документ «Реализация строительных работ, услуг», «Счет покупателю» и «Требование-накладная». Так же документ может сформировать печатные формы «Локальная смета», «Ведомость трудовых и материальных ресурсов» и «Расчет маржинального дохода к сметному расчету».
При отражении факта («Акт приема-передачи КС-2 (факт)») можно указывать процент от объема плана («сметы»). Как следует из названия – документ помогает напечатать акт КС-2.
— С помощью документа «Назначение нормативных ресурсов расценки» – можно создать и распечатать нормативные расценки на разные виды СМР, в которых мы указываем кол-во и стоимость материалов, кол-во и стоимость использования или аренды какого-то инструмента или машин и стоимость трудовых ресурсов, т.е. зарплаты рабочих.
— Документ «Приемка строительных работ, услуг» – отражает факт приемки СМР от субподрядчика. Делает проводки Дт20.01 – Кт60.01, Дт19.03 (или .04) – Кт60.01. Документ имеет 2 разных операции: «приемка субподрядных работ» и «услуги заказчика». Документ, с видом операции «услуги заказчика», может заполняться на основании документа «Реализация строительных работ, услуг». Так же можно заполнить табличную часть по кнопке «заполнить». На основании этого документа можно создать документы: «Выдача наличных», «Списание с расчетного счета», «Корректировка поступления» и еще несколько.
— Документ «Завершение этапов работ» отражает в бухучете факт завершения работ по договору с заказчиком. Может быть использован только если был использован документ «Реализация строительных работ» с видом операции «Поэтапная передача СМР». Есть кнопка автоматического заполнения по выбранному Заказчику и Договору. Формирует проводки Дт62.01 – Кт46. Также умеет зачитывать авансы и зачитывать НДС.
— Мощный инструмент — документ «Реализация строительных работ, услуг» — отражает факт передачи выполненных СМР заказчику. Документ может формировать печатные формы «Акт приема-передачи выполненных работ» и «Акт КС-3». На основании этого документа можно создать такие документы, как: «Поступление наличных», «Поступление на расчетный счет», «Корректировка реализации» и еще несколько. Документ имеет 3 вида операций – «передача законченных СМР», «поэтапная передача СМР» и «услуги генподрядчика».
В документе, с видом операции «поэтапная передача СМР» можно перечислять как собственные работы, так и работы субподрядчиков. Можно указать счета расчетов с контрагентами и счета по авансам, т.е. умеет работать с авансами. Формирует проводку на Дт46.